Вл Владимир (otvladimir) wrote,
Вл Владимир
otvladimir

Category:

В неделю о слепом


Воскресные чтения от Пасхи до Троицы в особенности свидетельствуют о Христе, как о Мессии и о его божественном могуществе, предвозвещенном пророками. Сразу в день Пасхи мы слышим такие евангельские слова о Спасителе:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.
Через неделю, особо празднуя апостола Фому как свидетеля Воскресения Христова, мы слышим прямое свидетельство того, что Христос – истинный Бог:
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Видев Иисуса Назарянина, которого по смерти на Кресте обвивали плащаницей, готовя к погребению, жены-мироносицы возможно, не до конца понимали силу Божества, которая скрывалась в их учителе, хотя и были бесконечно преданными Ему, и не побоялись угроз со стороны безжалостных фарисеев. Несли миро ко гробу. Что говорит первым Ангел на гробе, которого они увидели? Не ужасаться силе Божества воскресшего Господа:
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Далее слава Христа, как Мессии, спасшего человечество, дополняется чудом исцеления расслабленного, когда оказывается, что Господь имеет в Себе силу, большую, чем у ангелов, мы читали это евангелие две недели назад:
Больной отвечал Ему: …не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода(и сходит Ангел); когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. Расслабленный был исцелен Христом.
Женщина (у колодца в Самарии из евангелия, которое мы читали неделю назад) говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
На что Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. Собственными словами подтверждая напрямую, что это именно Он – Мессия, сошедший с небес Бог, Которого иудеи ждали несколько тысяч лет и Который изменил мир, принеся Новый Завет.
Говоря о чуде, которое описывает сегодняшнее Евангелие, мы должны понимать, насколько оно особенное и как проявилось тут Божество Спасителя. У слепца не было даже глазных яблок в глазницах. Господь показывая, что это именно Он Бог и Творец мира, дает зрение слепорожденному, создавая для него из земли глаза. Апостолы спрашивают Господа: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2) Но Господь отвечает им и говорит такие удивительные слова, что не сей согрешил, не родители его, но слепой он ради того, чтобы на нем явились дела Божии (по Ин. 9:3).
[Spoiler (click to open)]Поэтому мы и слушаем эту евангельскую историю сегодня. Это для того, чтобы нам сегодня тоже явились дела Христа-Бога!
Ведь мы знаем, что зрение есть половина нашей жизни, потому что основные впечатления и знания мы получаем через зрение; и слепой человек, в нашем понимании, был весьма и весьма ущербным. Много лет человек ждал этого момента. Мы понимаем его нужду, но и его силу, потому что сей человек не роптал на Бога, все это время. Кстати, блаженная Матрона, будучи слепой, тоже не роптала на Бога. И блаженная Ксения, память которую мы сегодня тоже отмечаем, не роптала на Бога, что не состоялась ее семейная жизнь. У каждого свое жизненное испытание от Бога.
И вот Господь, соделав брение, плюнув на землю, из пыли этим брением помазует глаза слепорожденному и посылает его на источник Силоамский (по Ин. 9:7). Слепой послушно идет, умывается, прозревает и своими очами видит весь сотворенный внешний мир!
Эта дивная весть мгновенно облетает весь город, потому что все знали слепорожденного человека, и люди разделяются на тех, кто принимает чудо как Божье благословение, принимает Спасителя как Божьего Сына, и на тех, которые по своей злобе, по своей духовной слепоте и произволению не принимают чудо. Выискивая в нем нарушение субботы.
Удивительно сопротивление исцеленного напору ослепленных вождей иудейского народа. Сейчас мы только что слышали их допытывания. И то, как исцеленный отражал эти атаки, показывая нам то, что у него имелось духовное зрение еще до встречи со Христом. А после чуда еще более укрепилось. «Это пророк» - говорит бывший слепец, хотя раньше никогда с Господом не сталкивался. Господь как бы объясняет нам эту ситуацию, говоря, что духовное зрение не менее важно, чем физическое: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).
Прп. Ефрем Сирин говорит - не переставайте непрерывно вопрошать святую Церковь и не переставайте испытывать (понимать, изучать) Святое Евангелие. Духовное зрение прекращается, когда человек впадает в грех, когда человек своим возношением, своеволием, своеумием отходит от Истины и не желает её принять. Вот наши ориентиры, чтобы не сбиться с пути, вот наш свет в этом мире. Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
Но чем увлекается душа современного человека? Каким светом?
Чтобы ограбить корабли, разбойники зажигали ложные маяки, и корабли, идя на них, разбивались о камни, чем становились доступны разграблению. Человек, который не стремится идти на свет Христов, не стремится жить в лоне Православной Церкви, во ограде церковной, не понуждает себя понимать слово Божие, не читает Евангелие, святых Отец, — сей человек уловляется интересами и ценностями пагубными.
Фарисеи пытаются найти хоть что-то, чтобы уничижить, чтобы сделать незначимым сие величайшее чудо. «Ты ученик Его, - говорят они исцеленному - а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:28–29).
Прозревший отвечает, проповедует Спасителя: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». И добавляет: и «если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30–33).
Это рассказ о тех трудностях, которые испытывает каждый человек, живущий в мире сем и желающий прийти к Богу, узреть Его, полюбить Его и исповедовать Его. В этом мире всегда находятся те, кто противится этому, обвиняют стремящихся к Богу, придумывают всякие небылицы. По какой причине? И если мы учтем то, что все евангельские чтения этого периода говорят нам о силе Мессии Спасителе Христе, то есть сошедшем с небес Боге, о чем я говорил вначале, то ответить на этот вопрос не составит труда. Господь пришел освободить род человеческий от дьявола. Поэтому все придуманные небылицы про верующих, все попытки ложью увлечь человека на сторону – это вражда сатанинского духа. Духа мира сего. Когда мы слышим эти казалось бы долгие препирательства изложенные Евангелистом Иоанном Богословом мы должны понимать, что это столкновение Бога и Сатаны. Добра и Зла. И всю эту же борьбу мы без труда можем обнаружить в своем собственном сердце. Дух мира сего стремиться создать какие-то авторитеты, которые собьют верующих на пути к Богу. И мы в своем сердце, бывает, понимаем, что чтим кумиров вместо Бога. Дух злобы создает секты и расколы внутри православия. И внутри своего сердца мы часто обнаруживаем всякую псевдодуховную ерунду, которая не является изложением веры, а всего лишь что-то вроде фэнтези на православном материале.
Человек, который принял земной дух времени, привык к нечистотам бесовским, слепнет внутренне, слепнет в своем сердце. Он уже не видит Бога.
В сегодняшнем чтении деяний св. Апостолов, которое предшествовало Евангелию, мы слышим о женщине одержимой духом прорицательным, которая кричала, объявляя Апостолов рабами Бога Всевышнего и то, что они «возвещают нам путь спасения». Казалось бы – какие правильные слова, какое правильное свидетельство! Тем не менее Бог не желает принимать славу из уст нечистой силы. Потому что она очень хитра. И умело перемешивает правду с ложью, чтобы увлечь к себе, а не к Богу, стремится ослепить искренних верующих. Апостол Павел изгнал сей дух прорицательный из женщины, предупредив нас о том, что дух нечистый может принимать внешне самый благочестивый вид, говорить "правильные" слова и изображать "достоверные" картины жизни.
Будем испытывать нашу веру, будем проверять ее Евангелием и Церковью, чтобы не ослепнуть нам и не быть уловленными враждебными духами, будем видеть во Христе Бога, Творца нашего и Спасителя, будем поклоняться Ему в духе и истине.

Протоиерей Алексий Шулекин.
Игумен Максим Рыжов.
Протоиерей Вячеслав Резников.
Tags: проповедь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment